Программа развития

Программа развития нашей школы представляет собой работу над созданием Культурологического образовательного центра «София». Цель: Создание такой оптимальной образовательной среды (материальной и духовной) культурологической школы, которая бы способствовала овладению культурными ценностями человечества и раскрытию потенциальных творческих возможностей ребенка.

Исследовательский проект развития учебного заведения

Актуальность исследования определяется противоречием между требованием гуманистической концепции образования, диктующим необходимость социокультурного развития личности в духе толерантности и реальной педагогической практикой. Актуальность исследования заключается еще и тем обстоятельством, что общий кризис цивилизации, появление глобальных проблем современности, подобных экологической и валеологической, заставляет использовать культурологический и антропоэкологический подходы к организации той оздоровительной и культуротворческой среды, которая способствовала бы целостному развитию детей и преодоления того отторжения человека от природы, социума, культуры и самого себя, которое стало негативной приметой нашего времени. Увеличение объема информации, который учащийся должен усвоить в школе, приводит к тому, что чаще всего наблюдается отрыв естественнонаучных знаний от гуманитарных. Поскольку образованию принадлежит опережающая функция в развитии общества и личности, то для реализации этой функции необходимо освоение культуры, культурного наследия нации и человечества в целом. Массовое образование стирает индивидуальные различия и не позволяет говорить о целостном развитии ребенка. Осознание той истины, что основой прогрессивного развития в целом является сам Человек, его культура, образованность, профессиональная компетентность. Культурологическая среда должна играть систематизирующую роль в системе непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста.

Этапы реализации культурологической среды школы:

Одно из основных направлений — детский сад — школа предусматривает не только плавную и естественную подготовку ребенка к школе, но и максимальное использование дошкольного периода для развития детей. При общем содержании культурологического направления детский сад — школа будет выполнено главное назначение начальной школы — воспитательное, состоящее в целенаправленном формировании гармонично-развивающейся личности младшего школьного возраста, открытой для восприятия нового опыта, внутренне замотивированной на самореализацию.

Одними из условий успешности реализации дополнительного образования является возможность работы мастерских, студий в течение целого дня. Учащийся может использовать даже перемены для любимого дела, начинающие же дети будут иметь возможность спокойно, неторопливо входить в творческий процесс. Необходимо, чтобы в одном месте предлагались различные направления: занятия скульптурой, аппликацией, макраме, росписью, рисованием. Такая организация является динамичной, живой и способна заинтересовать большое количество детей. Если в дошкольном и начальном возрастах в системе дополнительного образования предусматривается постепенное ознакомление с различными видами творческой деятельности с помощью простейших орудий труда, то главным мотивом в деятельности детей среднего возраста является радость познания и открытия. У детей расширяется кругозор и круг возможностей для самореализации, а у подростков, когда происходит обобщение жизненного опыта, дополнительное образование ориентировано на конкретное профессиональное самосовершенствование.

Таким образом, объектом исследования является образовательный процесс в инновационной культурологической школе.

Предмет исследования

Предмет исследования — влияние организационно-педагогических условий на успешность и эффективность деятельности культурологического центра. Создание культурологического центра позволяет сформулировать следующую гипотезу: если образовательный процесс построить на принципах актуализации, постоянно осуществляя психолого-педагогический мониторинг, то можно добиться эффективных результатов образования, воспитания и развития учащихся, что получит свое выражение в их духовном и физическом оздоровлении, общекультурной информированности, научной и методологической грамотности, допрофессиональной компетентности. Реализация концепции центра и гипотезы исследования поставили следующие задачи:

  1. рассмотреть особенности реализации концепции центра;

  2. создать педагогическую систему, все компоненты которой подчинены идеям гуманистической педагогики и учету специфики центра;

  3. создать соответствующую культурологическую среду;

  4. отработать программы, учебные тексты, методические разработки и пособия, позволяющие организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся.

Методология исследования:

Методы исследования:

Научная новизна исследования определена созданием нового типа инновационной школы «Культурологический образовательный центр „София“».

Апробация результатов. Зона внедрения результатов исследования достаточно широка: ее результаты могут повлиять на многие стороны деятельности центра, уточняя специфику содержания, совершенству методическую систему, предметную среду и организационно - управленческие структуры. Выпускник такого центра способен самостоятельно реализовывать свою жизнь даже в самых неблагоприятных условиях, не нарушая при этом общечеловеческие заповеди.

Литература

  1. Культурологическое образование школьников. Выпуск 1: Базовые и элективные курсы для профильного обучения старшеклассников: Учебно-методический комплекс / Научн. ред. JIM. Мосолова. СПб.: Астерион, 2007. 92 с.

  2. Школа и учитель в культуре региона: инновационные ресурсы развития. Вып. 1. Выборгские культурологические семинары 2009 / Ред. Н. В. Гончарова : Астерион, 2010. ISBN 5948566862, 9785948566863, 111 c.